Адреналин

 

 

 

 Кадр из фильма «На гребне волны» 1991 г.

 

АДРЕНАЛИН

 

 

В наши дни все большую популярность приобретают экстремальные виды спорта и отдыха. Чрезмерное увлечение подобными развлечениями может повлечь за собой особый вид пристрастия к риску – «адреналиновой зависимости».  Также подвержены этому виду зависимости фанатичные спортивные болельщики, музыкальные фанаты (например, любители рок-концертов) и представители профессий, чья деятельность сопряжена с постоянным риском для жизни: это военные-контрактники в горячих точках, автогонщики, спасатели, пожарные и др. Темп современной жизни задает определенную скорость и не каждый может устоять в его бешеном круговороте. Привыкнув к высокому уровню адреналина, современный человек не выносит тихих будней и рутины, он начинает снова и снова искать острых ощущений. И вот он уже на адреналиновой «игле».

    Вопрос взаимосвязи аддиктивного и саморазрушающего поведения интересовал многих специалистов, занимающихся разного рода зависимостями. Например А.Е. Личко считал, что объективно саморазрушающим поведением может стать постоянное тяготение к приключениям, риску, к острым ощущениям, к неизведанным переживаниям. Е.В.Змановская определяла аутодеструктивное поведение как отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. В этом случае, саморазрушающее поведение воспринимается не только как угроза физическому здоровью человека, но и как препятствие личностному росту, в котором отмечается тенденция к регрессу, возникновению и фиксации механизмов психологической защиты, нарушение процесса созревания когнитивных структур подростка.

Деструктивное поведение в современном мире выражается в следующих формах поведения: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, злоупотребление психоактивными веществами, фанатичное поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), виктимное поведение, деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта и отдыха, езда на высоких скоростях на разных видах автотранспорта и др). 

Давайте поподробнее остановимся на таких проявлениях саморазрушающего поведения, как жажда риска, которое зачастую перерастает в «адреналиновую зависимость». Эта  зависимость относится к опосредованной форме, так как гормон адреналин не употребляется напрямую (например, как алкоголь или наркотик), а его получают через определенные действия, сопряженные с риском для жизни. На самом деле в книгах и учебниках вы, скорее всего, не прочитаете о такой зависимости, но в реалиях современного мира этот вид поведения завоевывает все большие слои населения. Дети штурмуют разнообразные аттракционы, чтобы «пощекотать нервы», или демонстрируют разного рода девиантное поведение, молодые люди сплошь увлекаются экстримом, даже люди преклонного возраста прыгают с парашютом. В истории человечества представителями такого рода поведения были заядлые дуэлянты, пираты, путешественники-первооткрыватели. Такую форму девиантного поведения В.Д. Менделевич относит к аддикциям с гедонистичекой мотивацией. Человек выбирает саморазрушающий, сопряженный с риском для жизни вид деятельности для получения эйфорического эффекта. По определению Э.Е. Бехтель такой процесс формирования зависимости назвается эволюционным механизмом. По мере повышения интенсивности эйфоризирующего эффекта происходит рост потребности, которая со временем становится доминирующей.

Как же так получается, что людям начитает нравиться испытывать страх или даже ужас? Давайте поподробнее разберем механизм выработки адреналина в организме человека. Этот гормон еще называют «гормон страха» или «гормон стресса» именно потому, что его синтез начитается при воздействии страха на человека. Вырабатывается адреналин в мозговой части надпочечников, расположенной в их центральной части, клетками эпинефроцитами. Поэтому адреналин еще называю эпинефрин, но чаще в медицине. Эпинефрин оказывает стимулирующее влияние на центральную нервную систему, на сердечно-сосудистую систему (повышается артериальное давление, учащается частота сердечных сокращений, расширяются сосуды скелетных мышц, гладкой мускулатуры легких). Так же адреналин увеличивает содержание глюкозы в крови, усиливает окислительные процессы в клетках. Все это помогает человеку справиться с опасностью, когда необходима мобилизация всех сил организма для выживания. Что же испытывает человек в таком состоянии? Субъективно это ощущается как прилив сил, возбуждение, ощущение легкости, всесилия. Это сродни состоянию опьянения.  Само по себе это состояние является притягательным для определенного типа людей (о них мы поговорим позже), но к нему еще прилагается бонус. После удачно пережитой опасности в головном мозге наблюдается резкое повышение другого гормона из группы каталохоминов – дофамина. А он в свою очередь, является гормоном счастья, удовольствия и удовлетворения. При поступлении в кровь он провоцирует состояние эйфории наподобие наркотического экстаза. Это своего рода вознаграждение в виде положительных эмоций за пережитые «страдания». И этот момент играет основополагающую роль в формировании зависимости к этому виду саморазрушающего поведения. Об этом говорили знаменитые бихевиористы Б.Скиннер и А.Бандура в теории положительного подкрепления. Таким образом, получая вознаграждение после пережитого страха, человек снова и снова стремится повторить это состояние.

Конечно, не все подвержены такой форме аддикции. Существуют психологические и физиологические факторы предрасположенности.

К физиологическим факторам можно отнести наличие гена DRD4, так называемого «гена приключений» или «гена авантюризма», который был присущ многим народам, покинувшим свои родные края и обретшим новые места проживания, а также кочевым племенам.  Этот ген определяет страсть человека к адреналину.  В 2011 году чешские и американские ученые подтвердили, что наличие в геноме варианта DRD4 связано с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с патологической склонностью к азартным играм, с алкогольной, наркотической и другими зависимостями. А в 2018 году международная группа ученых подтвердила, что авантюризм, гиперактивность, склонность к риску и поиску новизны (novel-seek behavior) связаны с вариативностью гена DRD4, кодирующего дофаминовый рецептор D4, от длины которого зависит степень восприимчивости к дофамину. Степень тяги к новизне прямо пропорциональна количеству повторов, которых может быть до 10. Чем больше количество повторов, тем сложнее человеку достичь пика удовлетворения. Таким людям приходится прибегать к разного рода экстремальным уловкам для получения эйфорического эффекта.

К психологическим факторам можно отнести:

В детском и подростковом возрасте провоцирующими факторами интереса к риску могут послужить:

1) Желание самоутвердиться, доказать себе и окружиющим, что “ты крутой”, проверить себя; посмотреть, на что спопобен.

2) Гипоопека – когда ребенок предоставлен сам себе. Иногда это сочетается со страстью к бродяжничеству.

3) Влияние окружения, старших авторитетов, дурная компания.

Во взрослом возрасте это может быть:

1)  Желание самоутвердиться, но в отличие от подросткового возраста, это борьба с уже сформировавшимися комплексами, заниженной самооценкой.

2) При эмоциональном выгорании. Человеку не хватает положительных эмоций в повседневной жизни, он стремиться компенсировать эту нехватку яркими эмоциями от экстремальных видов деятельности.

3)  Так же в группу риска входят труженики “опасных” профессий, чья деятельность сопряжена с ежедневным риском и нервным перенапряжением. Это пилоты, спасатели, пожарные, военные, “спецназовцы”, врачи скорой помощи и реанимации и др. Они постоянно испытывают стрессовую нагрузку, и организм адаптируется к повышенному уровню адреналина, что соответственно приводит к поиску новых источников получения острых ощущений.

До этого мы говорили лишь о привлекательных сторонах такого рода аддикции. Теперь поговорим о тех отрицательных последствиях, которые могут подстерегать людей, избравших себе такое хобби или профессию. Отрицательное воздействие регулярных чрезмерных доз гормона страха может приводить к таким нарушениям со стороны физиологии как :

1) Негативное влияние на работу центральной нервной системы. Это отражается в расстройствах сна и как следствие снижается иммунно-восстановительная функция организма.

2) К нарушению работы сердечно-сосудистой системы, как следствие опасность инфарктов, инсультов, проблемы с артериальным давлением, нарушения сердечного ритма.

3) Истощение мозговой ткани надпочечников.

4) Для женщин это может грозить проблемами с репродуктивной функцией (нарушение менструального цикла, бесплодие, невынашивание и др.).

5) А также нарушения обмена веществ.

6) Но самым крайним вариантом может быть смерть от несчастного случая. Так как в попытках достичь все более острых ощущуений у человека деформируется восприятие реальности, притупляется чувство самосохранения.

К негативным последствиям  со стороны психики можно отнести:

  • Непереносимость длительной спокойной обстановки, “серых” будней, вплоть до депрессивных состояний. Как следствие — раздражительность и повышенная агрессивность. В дальнейшем это может привести к проблемам в отношениях и на работе.
  • В состоянии эмоциональной неудовлетворенности человек может прибегнуть к химическим методам коррекции своего состояния — применению алкоголя, наркотиков. Это, в свою очередь, может привести к более тяжелым формам зависимостей, что влечет за собой более быструю деградацию личности. К слову, таким формам последствий зачастую подвержены бывшие спортсмены и военные, не имеющие возможность снова регулярно получать высокие дозы адреналина. И на этой стадии адреналиновую зависимость можно рассматривать как преморбидное состояние.

Диагностика девиантного поведения в виде тяги к экстремально опасным развлечениям (руфинг, банджи-джампинг, роуп-джампинг — «тарзанка», скалолазание, вэйкбординг, мотодельтопланы, дайвинг, скайдайвинг, хайдайвинг и др.)* может быть затруднена тем, что в современном мире, особенно в молодежной среде, это почти общекультурная норма. Ведь сложно называть поведение девиацией, если это повсеместно пропагандируется и преподносится как благо или даже как норма. Нередко зависимые демонстрируют варианты идеальной нормы, к которым относятся:

  • Поисковая активность
  • Креативность
  • Стремление к самоактуализации и личностному росту.

Саморазрушающее поведение как форма девиантного поведения находится на границе между психической нормой и психопатологией, и поэтому может включать в себя как случаи нормы, так и патологии. И в этом заключается еще одна сложность диагностики этой формы отклоняющегося поведения. Как же можно разрешить эту проблему?  Существует несколько подходов к диагностике девиантного поведения:

  • Социальный
  • Психологический
  • Психиатрический
  • Этнокультурный
  • Возрастной
  • Гендерный
  • Профессиональный

Как можно догадаться, ни один из этих подходов в отдельности не может нам дать объективную, максимально точную, учитывающую всевозможные нюансы (в том числе описанные выше) оценку. Но есть еще один подход, который может рассматривать поведение человека, учитывая все эти аспекты. Это феноменологический подход. В рамках этого подхода феноменом можно считать любое индивидуальное целостное психологическое переживание и связанное с ним поведение. Феноменологический подход базируется на законах логики, достоверности, понятиях вероятности и аналогии. А также следует принципам:

  • Презумпции психической невиновности
  • Понимания
  • «Эпохе» (воздержание от суждения)
  •  Беспристрастности и точности описания
  •  Контекстуальности

Лечение такого рода саморазрушающего поведения ведется в трех направлениях:

  1. Психологическое консультирование — формирование личностной позиции.
  2. Психокоррекция — выработка и овладение навыками адаптации.
  3. Психотерапия – купирование психопатологической симптоматики.

Самый эффективный путь борьбы с аддиктивным поведением – это профилактика через уменьшение факторов риска и активизацию факторов защиты:

  1. Информирование
  2. Профилактика
  3. Активизация личностных ресурсов:
  • Тренинги личностного роста (обеспечить устойчивость к желанию поэксперементировать «за компанию» или «на слабо»)
  • Тренинг резистентности к негативному социальному влиянию.
  • Тренинг ассертивности, обучающий распознавать эмоции, выражать их приемлемым способом и продуктивно справляться со стрессом. Все это повышает самооценку, стимулирует развитие позитивных ценностей.
  1. Организация деятельности, альтернативной аддиктивному поведению. Например: познание (путешествия), испытания себя, проверка «на прочность» (турпоходы, сплавы с соблюдением всех норм безопасности и профессиональным сопровождением, и т.п.), значимое общение и эмоциональная близость, творчество, общественная деятельность (профессиональная благотворительность, волонтерство). Если это активный и любознательный ребенок, нужно подобрать для него творческое хобби и/или спортивную секцию по душе.

 

Надеюсь, эта статья была Вам полезна. Берегите себя и своих близких.

 

С любовью,  KlarissaN.

Кадр из фильма «Прогулка» 2015 г.

 

* руфинг (от англ. roof — крыша) — индустриальный туризм, лазание по крышам.

* банджи-джампингчным  (англ. bungee jumping) — экстремальный вид спорта, прыжки со специальных высотных сооружений с эластичным канатом , который крепится к ногам или другим частям тела прыгающего. Российское распространенное название «Тарзанка».

* роуп-джампинг (англ. rope jumping) —  та же«тарзанка»,  экстремальный вид спорта, прыжки с веревкой с высокого объекта при помощи системы амортизации из альпинистского снаряжения.

* вэйкбординг ( англ, wakeboard; wake -кильватер (след на поверхности воды, остающийся после прохождения морского судна), board — доска) — экстремальный вид спорта, сочетающий в себе элементы воднолыжного слалома, акробатику и прыжки.

* скайдайвинг (англ. sky diving,букв. перевод «ныряние с небес») — относится к парашютному спорту и представляет собой свободное падение от момента прыжка из самолета до раскрытия парашюта. Во время полеты скайдайверы выполняют разнообразные акробатические упражнения.

* хайдайвинг (англ. high diving) — прыжки в воду с экстремальных высот.

 

Список используемой литературы.

  1. Бехтель Э. Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем / Э. Е.. — М. : Медицина, 1986. — 272 с
  2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издатель­ ский центр «Академия», 2003. — 288 с.
  3. Личко А.Е., Битенский В.СПодростковая наркология. Руководство. – Л.: Медицина, 1991. – 304 с.Режимдоступа: http://bmportal.ru/books/narkologiya.html?page=all
  4. Менделевич В. Д.Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
  5. Платонов К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов ; отв. ред. А. Д. Глоточкин ; АН СССР, Ин-т психологии. — Москва : Наука, 1986. — 254, [1] с.
  6. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. – СПб.: Речь, 2007.—768 с. – Режим доступа: http://www.klex.ru/b15
  7. Старшенбаум Г.В Аддиктология: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб: Питер, 2017. – 320 с. Книга  имеется в библиотеке МИП и выложена на портале дистантного обучения.
  8. Федюкович Н. И.
 Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. — 416 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *